В соответствии с планом работы Управления образования Городовиковского РМО РК, МКУ ДО Дома детского творчества на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 313 от 26.09.2019г. Управления образования Городовиковского РМО РК «О проведении XVIII районной конференции туристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм»» 15 октября 2019 года был проведен районный этап XVIII республиканской конференции туристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм», посвященной 140 – летию со дня рождения Героя Советского Союза Оки Ивановича Городовикова.
Целью конференции является развитие гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения путём совершенствования туристско-краеведческой, исследовательской и экскурсионной работы с обучающимися района.
В районном этапе конференции приняли участие обучающиеся муниципальных казенных общеобразовательных организаций: МКОУ «Городовиковская СОШ №1 им. Г Лазарева», МКОУ «Городовиковская СОШ№2», МКОУ «Городовиковская СОШ №3», МКОУ «Городовиковская многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова», МКОУ «Кировский сельский лицей». Не приняли участие обучающиеся МКОУ «Виноградненский лицей им. Дедова Ф.И.», МКОУ «Южная СОШ», МКОУ «Чапаевская СОШ».
Обучающимися было представлено 8 исследовательских работ. Исследовательские работы представлены в 6 секциях из 20 согласно положению: «Родословие» (2), «Культурное наследие» (1), «Поиск» (2), «История образования» (1), «Экологическое краеведение» (1), «Летопись родного края» (1).
Наибольшее количество работ представили обучающиеся МКОУ «Городовиковская СОШ №2» – 3 исследовательские работы, МКОУ «Городовиковская СОШ №1 им. Г. Лазарева» - 2 исследовательские работы, МКОУ «Городовиковская СОШ №3» - 1 исследовательская работа, МКОУ «Городовиковская многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова» - 1 исследовательская работа, МКОУ «Кировский сельский лицей» - 1 работа.
В 13 секциях исследовательских работ не представлено.
Конференция проходила в очной форме. Участники конференции при защите работ показали свои собственные исследования, оперируя историческими документами, наглядными материалами. Выступления обучающихся отличались последовательностью, логичностью, наличием выводов. Акцент делается на свой личный вклад. Сильной стороной части работ является то, что авторы фиксируют воспоминания старожилов, делают фотографии, более грамотно осуществляется работа с архивными материалами и литературными источниками.
В номинации «Родословие» представлено 2 исследовательские работы. Лучшей жюри признало работу «Летопись моей семьи» Томилина Андрея, обучающегося 9 класса МКОУ «Кировский сельский лицей», руководитель Химочкина Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания. В данной исследовательской работе прослеживается глубина проработанности собранного материала, его правильно выстроенный хронологический порядок. Участник хорошо владеет представленным материалом, процесс проведения исследования является сложным и интересным действием, полным открытий, соприкосновений с неизвестным, осознанием своего места в истории своего рода.
В секции «Поиск» представлены 2 исследовательские работы. Лучшей признана работа Агеевой Полины «Великий подвиг на венгерской земле», обучающейся 9 класса МКОУ «Городовиковской СОШ №1 им. Г. Лазарева», руководитель Худайбергенова Светлана Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе. В своей работе автор рассказал о выпускнике школы, Герое Советского Союза Георгии Меркуловиче Лазареве. 30 октября 2019 года исполняется 75 лет со дня великого подвига Георгия на венгерской земле.
Номинация «История образования» представлена 1 работой. Исследовательская работа «Корабль, идущий в даль», Шевченко Есении, обучающейся 8 класса МКОУ «Городовиковская СОШ№2», руководитель Абушинова Ирина Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе. Работа посвящена истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах.
В номинации «Экологическое краеведение» была представлена работа Слюнкиной Ольги «Комплексное изучение экологического состояния и влияние рекреационной нагрузки на агроценоз памятника природы «Дубовая роща», обучающаяся 10 класса МКОУ «Городовиковская многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова», руководитель Плещенко Марина Николаевна, учитель биологии. В последние годы роща изменилась, выдерживает значительную антропогенную нагрузку и утратила свое первоначальное значение. Но так как лесные насаждения играют огромную роль в жизни человека, то необходимо их постоянное восстановление. Уровень влияния антропогенной нагрузки можно определить только изучив влияние человека как на живые организмы дубовой рощи, так и на экотоп, т.е. окружающую ее среду. Поэтому автор задался целью изучить не только состояние деревьев, произрастающих на территории рощи, но и состояние экотопа, а именно почв дубовой рощи и атмосферного воздуха.
Однако, жюри конкурса отмечает, что некоторые работы обучающихся не избавлены от недостатков. Не полностью раскрыта исследовательская часть, отсутствует инновационная составляющая, предоставлено не достаточное количество документальных сведений, не разделены четко цель и задачи.
Авторами ставятся цели и задачи, которые в работах не выполнены и не совпадают с содержанием исследований и выводами. Во время выступления выявляется неглубокая проработанность темы исследования, не соблюдается регламент выступления.
Оргкомитет отмечает, что в общеобразовательных организациях ведется работа по популяризации краеведческих знаний и рекомендует активизировать исследовательскую работу туристско-краеведческого направления и проводить школьный этап конференции туристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм», что позволит увеличить количество исследований учащихся.